phoneТелефон доверия: (831) 241-08-33. Время работы: пн-пт 09:00 — 19:00

Организация социального этапа реабилитации инвалидов

by

М И Н И С Т Е Р С Т В О З Д Р А В О О Х Р А Н Е Н И Я Р Ф

НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«АССОЦИАЦИЯ ВРАЧЕЙ ЭКСПЕРТОВ И РЕАБИЛИТОЛОГОВ»

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

СОЦИАЛЬНОГО ЭТАПА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Методические рекомендации

Издательство

Нижегородской государственной

медицинской академии

Нижний Новгород 1999

А.Л. Нелидов

Глава 5.

Организация социального этапа реабилитации инвалидов.

Стр. 20-34

5. Психологическое приспособление

к новым условиям жизни

(методы психотерапии)

Инвалидность всегда приводит к нарушениям личности, так как служит объективно и непрерывно действующим психотравмирующим факторам, ограничивающим свободу
развития личности и вызывающим у человека переживания своей ущербности. Инвалидность порождает весь спектр известных клинико-психологических расстройств
личности; при наличии их во всех случаях требуется помощь социального работника, а подчас – еще и психолога (медицинского психолога), психотерапевта или
даже психиатра.

Само возникновение и тяжесть расстройств личности зависит от нескольких факторов, являющихся, таким образом, ориентирами и мишенями для психотерапии и
реабилитации. К ним можно отнести следующие:

1. Гармоничность развития личности пациента до инвалидности.

Инвалидность и вызывающая ее болезнь обостряет все предшествующие им и не до конца преодоленные конфликты детского и подростково-юношеского возраста
пациента (до образования им собственной семьи), предшествующие неврозы, особенности (акцентуации) характера, психопатические расстройства; одновременно
возникает регресс личности с признаками инфантильности и снижения способности к психологической защите.

2.
Влияние инвалидности на общий смысл существования личности.

Инвалидность способна прервать реализацию (фрустировать) сформировавшихся до нее ведущих и смыслообразующих мотивов, ценности и деятельности личности,
разрушить чувство целостности личности. В этих случаях расстройства личности будут максимальными: возникают затяжные астенические и депрессивные синдромы,
синдромы зависимости (алкогольной или др.), отмечается невротическое или даже патологическое развитие личности. Последнее по аналогии с психиатрией
детского возраста (Ковалев В.В., 1995) можно назвать «дефицитарным».

3. Гармоничность развития родительской или собственной семьи пациента до возникновения у него инвалидности.

Инвалидность, как правило, обостряет существовавшие до нее и не преодоленные конфликты в семье, обнаруживая тем самым прежде скрытую дисфункцию семьи –
первичную по отношению к инвалидности. Особенно это свойственно определенным типам дисфункциональных семей, где из поколения в поколение повторялись случаи
семейных дисгармоний. К ним относятся: а) семьи, образованные без ведущей роли чувства любви (по социальным или материальным мотивам, под давлением
развивающейся беременности), с участием механизмов инфантильной, невротической или алкогольной взаимозависимости (браки детей отцов-алкоголиков или
заболевающих алкоголизмом), а также юношеской реакции оппозиции и эмансипации от родителей; б) семьи с изначальным и стойким нарушением (инверсией)
статусных и поло-ролевых отношений между супругами; в) семьи, отличающиеся хронически конфликтными отношениями (с длительным предразводным периодом) и
разводами, наличием психосоматических расстройств, неврозов, психопатий, а также аномальными типами воспитания детей, особенно их эмоциональным
отвержением, авторитарной гиперопекой и подавлением инициативы; г) семьи, образованные биологическими или социальными сиротами (воспитанниками детских
домов и школ-интернатов). Подобные семьи требуют их раннего выявления социальным работником и направления на семейную психотерапию.

4. Степень нарушения инвалидностью биологических, психологических и социальных функций семьи.

Риск возникновения расстройств семьи выше при нарушении инвалидностью основных и специфических функций семьи – сексуальной, детородной, воспитательной,
семейной психологической защиты и комфорта («антистрессовой» функции семьи), ранее сложившихся внутрисемейных статусных и поло-ролевых отношений,
материального уровня и общего социального статуса семьи. Все это сразу делает семью вторично дисфункциональной, что устанавливается в социальном анамнезе,
психологическом или психиатрическом обследовании инвалида и членов его семьи.

5 Соотношение возраста возникновения инвалидности с основными этапами развития личности и семьи.

Расстройства личности и семьи наиболее тяжелые при совпадении инвалидности по времени с одним из закономерно возникающих социально-психологических
возрастных кризисов развития человека и семьи: с самим формированием семьи, с рождением детей, с возрастными кризисами их развития (3, 7, 10 – 11, 13 лет и
подросткового возраста), с уходом детей из семьи; с освоением профессии и сменой мест работы; с началом (28 – 30 лет), серединой (40 – 45 лет) или концом
(60 – 65 лет) седьмого этапа развития личности – «генерация – застой» (по Э.Эриксону). Если расстройства личности от инвалидности обостряются с каждым
возрастным кризисом семьи, то к 60 – 65 годам у пациента возникает психологически тяжелый вариант старости – с переживаниями дезинтеграции личности,
чувством отвержения прожитой жизни и отчаяния.

Социально-психологическая и медико-психологическая помощь для приспособления инвалида к новым условиям жизни рекомендуется в форме психотерапии.

Психотерапия особенно показана в тех случаях, когда у инвалида и у его ближайшего окружения возникают приведенные выше расстройства личности в семье,
отсутствует принятие своего нового социального статуса (статуса инвалида) и нет мотивации к исполнению данной программы реабилитации или же, наоборот, если
у больного быстро сформировался выраженный психологический портрет инвалида (с пассивностью и вторичной выгодностью инвалидности), препятствующий его
социальной интеграции.

Психолого-медико-социальная реабилитация дисфункциональных семей с синдромом раннего воровства в начальной школе

by

А.Л. НЕЛИДОВ, Т.Т. ЩЕЛИНА

(опубликовано: Начальная школа. – М.: Издание Министерства образования Российской Федерации, 2002, № 9. – С. 31- 40)

Одна из социальных задач начальной школы – преодоление дошкольных кризисов развития личности учащихся и их родительских семей. Вызываемая ими школьная
дезадаптация приводит к раннему девиантному поведению (лживости, воровству, уходам и бродяжничеству), кризисам перехода к многопредметному обучению и
кризисам подростковой социализации.

Данная работа посвящена поиску путей построения алгоритмов коррекционной работы с типичным для детей начальных классов девиантным поведением – воровством.
Данное явление изучено слабо, а как самостоятельное и актуальное для начальной школы, даже не рассматривается ([9]; [10]). Преобладают педагогические
([11]; [7]) или психотерапевтические подходы [6]. В литературе же по детской психиатрии данная проблема рассматривается не как самостоятельная, а в рамках
проблемы патологии характера [4] и делинквентного (преступного) поведение [8].

Целью нашей работы была интеграция социально-психологических и медико-психологических подходов в анализе и реабилитации семей с детско-подростковым
воровством; методической основой нашей работы послужила современная концепция об этапах онтогенеза и кризисах личности, а в её рамках — концепция о
дисфункциональных семьях ([14]; [12]). На первом этапе объектом исследования послужили группа из 132 учащихся 1-6-х классов (сплошная выборка из
обратившихся за помощью в 1993-2001 гг.), у которых воровство возникло в 4-9 лет (на 2-4-м этапах онтогенеза личности [15]). Была разработана типология
детского воровства — как континуум от психической нормы до пограничных психических расстройств; типы воровства выделялись на основе преобладающих
механизмов их возникновения. Подобный подход ранее показал свою продуктивность в анализе уходов и бродяжничества [1]. Отметим, что частота встречаемости
типов воровства отражает структуру обращаемости семей с данной проблемой. Применялись биографический и клинико-психологический методы исследования, а в
психологической диагностике личности — тест Люшера, цветовой тест отношений и проективные рисунки «несуществующего животного», «кинетический рисунок
семьи». На втором этапе исследования изучались алгоритмы реабилитации семей с проблемой воровства у детей. Для этого в пределах каждого из типов воровства
были выделены две подгруппы семей – с высоким (преодоление воровства уже в первые полгода с момента обращения; всего – 61 ребенок) и низким результатом
коррекции (неполное преодоление воровства и в сроки более года; всего – 48 детей). Набор и последовательности примененных методов коррекции, достоверно
отличавшие первую подгруппу от второй (Р более 0,95), изложены ниже как оптимальные алгоритмы реабилитации каждого из типов семей.

Программа социально-психологического тренинга формирования у учащихся общеобразовательных школ

by

А.Л. Нелидов, Т.А. Попова, Л.В. Леднева

Психолого-педагогический отдел ОЦДЮТиЭ Министерства образования

и науки Нижегородской области

Арзамасский государственный педагогический институт

кафедра социальной педагогики и психологии

Нижегородская государственная медицинская академия

кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Наркологическая больница г. Нижнего Новгорода


(опубликовано: «Профилактика асоциального поведения среди детей и молодёжи. Из опыта работы органов управления образованием и учреждений образования
Нижегородской области.

– Министерство образования и науки. – Н.Новгород:

Нижегородский гуманитарный центр, 2003. – С. 166 — 222)

По областной программе «Профилактика асоциального поведения среди детей и молодежи» Министерства образования и науки Нижегородской области специалистами
психолого-педагогического отдела ОЦДЮТиЭ был разработан семинар-тренинг подготовки добровольцев-волонтеров.

В 2000-2002 гг. под руководством Министерства образования и науки Нижегородской области программа саминара-тренинга была проведена на базе лагерей отдыха
«Ласточка», «Красный плес», «Водопрь», «Чайка» и «им. Зои Космодемьянской». Участниками семинаров-тренингов были школьники 8-11 классов общеобразовательных
школ различных районов области и Н. Новгорода (200 человек) и учащиеся учреждений начального профессионального образования (90 человек), а также
воспитатели и педагоги учреждений, направивших учащихся на семинары-тренинги (26 человек).

Семинар-тренинг был апробирован также и в подготовке студентов педагогов-психологов и социальных педагогов АГПИ и НИРО (свыше 300 человек) и сотрудников
подростковой наркологической службы (25 человек).

Методические рекомендации разрабатывались
для реализации задач первичной и вторичной профилактики — в соответствии с утвержденной Министерством образования РФ «Концепцией профилактики
злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» (от 5.09.2011г.). Распоряжением Губернатора Нижегородской области он рекомендован к
внедрению в учреждениях образования области.

Семинар обеспечивает общий личностный рост участников, развивает их способность к самореализации и, тем самым, развивают личностные защиты от употребления
алкоголя и наркотиков. Когнитивная защита состоит в эффективном усвоении участниками научных знаний по проблеме. Мотивационная защита состоит в
формировании у детей гуманистических просоциальных мотивов, установок и ценностей здорового трезвого образа жизни. Деятельностная защита основана на
активизации способности и интереса личности к различным видам практической деятельности — учебной, хобби. Коммуникативная защита заключается в развитии
навыков общения с преодолением затруднений в этой сфере. Поведенческая защита состоит в развитии лидерских и волевых качеств, в освоении навыков поведения
в трудных жизненных ситуациях и способности к отказу от предложений алкоголя и наркотиков. Эмоциональная защита включает обогащение эмоциональной жизни
участников и при развитии навыков психологической защиты (совладающего поведения) от стрессов.

Восстановление базовых потребностей в развитии при психокоррекции детей и подростков «группы риска»

by

Автор: Нелидов А.Л.

Доцент кафедры социальной психологии и педагогики АГПИ, кандидат медицинских наук, главный специалист психолого-педагогического отдела ОЦДЮТЭ, заведующий подростковым диспансерным отделением №2 МЛПУ Наркологическая больница
г. Нижнего Новгорода

Опубликовано:

Психология образования: профессионализм и культура: материалы региональной научно-практической конференции /М-во образования и науки Нижегородской обл., НИРО, НГПУ. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. – с. 265-273.

Нарастающая сложность механизмов развития детей и подростков (в семье, в дошкольных и в образовательных учреждениях) и их социализации предопределяет возникновение устойчивой группы детей-школьников «группы риска» (до 35-40% от общего их числа) с различными типами школьной, семейной и социальной дезадаптации.

Для их анализа разрабатываются методологические подходы. Среди них онтогенетический подход позволяет интегрировать психологические подходы (возрастную психологию, психологию развития; Л.С. Выготский, Б.Д. Эльконин, Э. Эриксон) и медико-психологические подходы (теорию психического дизонтогенеза – Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев; системную семейную психотерапию – С. Минухин).

Онтогенетический подход предлагает программы психокоррекции, в которых во многом уже лишь чисто условно можно различать методы педагогики, индивидуальной и групповой психологии, семейного воспитания и психотерапии. Эти программы целесообразнее характеризовать с интегральной онтогенетической точки зрения – на основании того, какие механизмы развития личности они восстанавливают, применительно к каким этапам онтогенеза, какие типы кризисов преодолевают.

Онтогенетический подход позволяет выстроить континуум вариантов развития.

Норма развития состоит в том, что на каждом этапе онтогенеза (при нормативной семейной и иной окружающей среде) у ребенка возникают те психологические новообразования личности, которые и должны развиваться на данном этапе, обеспечивая ему и успешную адаптацию (включая усвоение учебных программ) на текущем этапе, и успешный переход на следующий этап развития. Обеспечение нормативного развития – задача первичной профилактики.

Нарушения или аномалии развития состоят в том, что в результате медицинских (чаще – заболевания головного мозга) и психологических факторов (чаще – дисфункциональные семьи, нарушения личности у самих родителей) не решаются задачи развития – не формируются когнитивные, эмоциональные, мотивационные, смысловые, самооценочные, саморегуляторные и другие психологические новообразования текущего этапа онтогенеза. Дальнейшее развитие детей в этих условиях приводит к общим нарушениям личности, социальной дезадаптации и аномально протекающим возрастным кризисам – на этапе подготовки к школе, адаптации в начальной школе, перехода на многопредметное обучение, в предподростковом возрасте 13-14 лет и в «негативной» фазе пубертата. Именно такие кризисы в большинстве случаев и являются основанием для обращения за помощью – по инициативе родителей данных детей и специалистов образовательных учреждений. Этих детей мы относили к «группе риска»; их психокоррекция является содержанием вторичной профилактики.

Сложность программ вторичной профилактики заключается в том, что они должны одновременно решать три задачи. Во-первых, обеспечить (причем – в сжатые сроки) формирование психологических новообразований того из предыдущих этапов онтогенеза, на котором и произошли нарушения их развития. Во-вторых, обеспечить нормативное развитие личности на данном текущем этапе онтогенеза, причем – вопреки тому, что личность уже длительное время (месяцы – годы) аномально развивалась в условиях, когда не были достигнуты предыдущие задачи развития. В-третьих, провести психокоррекцию родителей и семьи, чтобы не воспроизводились все те же аномальные условия воспитания, которые и привели к нарушениям развития ребенка.

Подобные интегральные программы в последние 20-25 лет активно разрабатываются для различных типов детей «группы риска» и их родительских семей (Г. Эйдемиллер; А.И. Захаров; Р.В. Овчарова; А.М. Прихожан; Е.Л. Родионова, А.Л. Нелидов; А.Л. Нелидов, Т.Т. Щелина; А.С. Спиваковская).

Патология развития (дизонтогенез) состоит в том, что при определённых условиях (чаще – не преодолённый возрастной кризис развития, длящийся дольше одного этапа онтогенеза личности) возникают уже медико-психологические нарушения – заболевания (невротические, патохарактерологические, психосоматические и наркологические), сопровождающиеся углублением семейной, школьной или социальной дезадаптации ребенка. Их терапия и психокоррекция составляет третичную профилактику.

Исследование выполнено в рамках поиска эффективных методов воздействия в отношении детей с нарушениями и патологией развития личности с помощью психокоррекции родителей и совершенствования их воспитательной функции; работа проведена на базе подросткового диспансерного отделения № 2 МЛПУ Наркологическая больница г. Нижнего Новгорода и психолого-педагогического отдела ОЦДЮТЭ.
Объектами исследования послужили родители 325-ти детей и подростков «группы риска» 9-16 лет (за 2000-2004 гг.), учащихся школ г. Н. Новгорода, у которых в результате оказания помощи удалось восстановить нормативное развитие личности.

У детей и подростков при обращении отмечались следующие нарушения развития личности: раннее девиантное поведение (детское воровство и лживость, уходы и побеги из дома), разные варианты школьной дезадаптации, ухудшение и прекращение учебной деятельности («педагогическая запущенность»), проблемы общения со сверстниками (агрессивность, психологическая зависимость, социализация в асоциальных группах).

Патология развития личности была представлена у 130 из них (40%) следующими ее вариантами: различные формы невротического или патохарактерологического развития, неврозоподобные или психопатоподобные расстройства в картине органического заболевания головного мозга (энцефалопатии, минимальной мозговой дисфункции).

Изученная группа была сравнена с группой детей и подростков, у которых не удалось решить задач психокоррекции их развития. Сравнивались направления и технологии воздействия родителей на детей; таким путем были выделены те из них, которые достоверно характеризовали группу детей с успешной психокоррекцией.

Было обнаружено, что для восстановления нормативного развития личности у изученных детей необходимым условием являлось удовлетворение родителями группы потребностей, которые мы обозначили, как базовые потребности в развитии. Их анализ с онтогенетических позиций показал, что все они относятся к первым трем-четырем этапам развития личности (по Э. Эриксону, 1996).

Достичь ситуации, чтобы родители начали бы обеспечивать указанные потребности детей в развитии, требовало решения нескольких взаимосвязанных задач. Применением системной семейной психотерапии и консультирования решались задачи осознания родителями самой ситуации фрустрации базовых потребностей их детей в развитии и психокоррекции механизмов этой фрустрации – нарушений личности родителей, аномальных типов воспитания и дисфункций семьи (в том числе и патологии ролевых отношений). Это создавало возможность мотивировать родителей на совершенствование механизмов воспитания – взаимной эмоциональной поддержкой в семье, отслеживанием признаков нормативного развития ребенка и своей успешности как родителя. На этой основе (позже на 1-2 занятия) родители обучались нормативным механизмам воспитания с тренингом их реализации (тренинг родительской компетентности). В данном сообщении мы освещаем только этот последний практико-ориентированный аспект данной работы.
Прежде отметим две закономерности, выявление и понимание которых оказалось возможным также на основе онтогенетического анализа семей.

Профилактическая психолого-педагогическая служба общеобразовательной школы в профилактике формирования детских антисоциальных групп

by

Е.Л.Родионова, А.Л.Нелидов, Т.Т.Щелина, П.Е.Сидоров
Министерство образования и науки Нижегородской области
Арзамасский государственный педагогический институт
Психолого-педагогический отдел ЦДЮТиЭ
МЛПУ «Наркологическая больница» г. Нижнего Новгорода

Опубликовано:

Профилактика асоциального поведения среди детей и молодежи: Из опыта работы органов управления образованием и учреждений образования Нижегородской области. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003. – С. 7-69

Введение

Представляемый проект выполнен в 2002 году по заказу Министерства образования Российской Федерации. Цель проекта – разработать для общеобразовательной школы практическое методическое руководство для организации такого актуального направления профилактической работы в школе, как предупреждение возникновения детско-подростковых антисоциальных групп.

Процессы группирования – закономерное явление для значительного периода развития личности. Они начинаются с первых классов школы и активизируются к началу предпубертатного возраста — с 10-12 лет, во многом определяя развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, социально-психологическую структуру класса, отношения дружбы в классе и во внеучебной деятельности ребенка, развивая способности ребенка к игровой активности, навыки коммуникации и кооперации, нравственные чувства, социальная компетентность.

Возникновению асоциальных групп предшествует период развития личности в до-асоциальных группах и самих этих групп как целого. Их своевременное распознавание, управление групповыми процессами и их коррекция – необходимый навык для любого педагога и для сотрудников организуемых психолого-педагогических служб учреждений образования.

Предлагаемые в руководстве подходы к профилактике предусматривает воздействие на школьные и различные внешкольные (семейные и индивидуальные психологические) факторы и механизмы формирования детских асоциальных групп, что полностью находится в компетенции учреждений образования.

К асоциальному (девиантному) поведению у детей традиционно относят патологическую лживость, внутрисемейное и внесемейное (школьное, уличное) воровство, уходы и побеги из дома (с их переходом в безнадзорность, бродяжничество и попрошайничество), прекращение учебной деятельности и уходы из школы, хулиганство и другие преступления против личности, разные формы и степени агрессивного поведения, употребление психоактивных веществ и зависимость от них, ранняя и нравственно неконтролируемая половая жизнь, азартные игры (корыстные, на ПЭВМ) и зависимость от них.

Построение программы дополнительной психолого-педагогической поддержки развития личности детей-сирот в учреждении интернатного типа

by

Автор: Нелидов А.Л.

Опубликовано:

Щелина Т.Т., Нелидов А.Л., Беганцова И.С. [и др.] Психологическое обеспечение развития личности детей-сирот в учреждениях интернатного типа. По материалам реализации проекта
«Детский дом – добрый дом» программы «Партнёр» (IREX);
Монография. – Арзамас: АГПИ, 2003. – 303 с.

1. Характеристика программы

В отечественной научной и методической литературе идет интенсивная поиск методов и технологий, обеспечивающих успешное развитие личности детей-сирот в учреждениях интернатного типа (В.С. Мухина, 1989; М.А. Алиева с соавт., 2000; Л.М. Шипицына, 2001; О.Е.Лебедев с соавт., 2002; В.В.Зарецкий с соавт., 2003).

Разработки ведутся в трёх взаимосвязанных направлениях.

Педагогический подход обеспечивает улучшение учебной деятельности за счёт более точной адаптации учебной программы к особенностям интеллекта и уровню развития учебной деятельности ребенка-сироты.

Социально-педагогический подход обеспечивает такую организацию различных сфер жизнедеятельности детей-сирот в учреждениях, которая обеспечивает развитие личности детей-сирот по мере освоения ими более сложных деятельностей.

Психологический подход обеспечивает коррекцию искажений развития личности детей-сирот и преодоление психологического инфантилизма. В данном пособии излагается этот третий подход.

Программа дополнительной психолого-педагогической поддержки включает три компонента:

а) Программа групповых занятий (тренингов), развивающих и корригирующих личность детей-сирот.
б) Программа психологической поддержки воспитателей детского дома.
В) Программа обеспечения детям-сиротам опыта общения в нормативной социальной среде (совместная деятельность и общение студентов-волонтёров и их семей с воспитанниками детского дома).

Представим методическую основу групповых развивающих и корригирующих занятий с детьми-сиротами.

Предлагаемая в данном методическом пособии программа поддержки детей-сирот основана на онтогенетическом принципе: построена на такой последовательности занятий, которая обеспечивает задачи развития их личности в определенной последовательности – от задач развития, соответствующих ранним этапам онтогенеза (в том число – дошкольным), до задач более поздних этапов развития, включая и текущий.

Первый этап работы с детьми-сиротами состоит из двух циклов занятий (тренингов).

Первый цикл состоит из обще-развивающих занятий, моделирующих для детей-сирот среду их эмоционального принятия, ускоряющих и интенсифицирующих развитие основных сфер личности – психологический тренинг общения, сплочения, эмоциональной сензитивности, нравственности и предупреждения агрессивного поведения и насилия в коллективе детей.

Особенности развития личности детей-сирот в учреждениях интернатного типа

by

Автор: Нелидов А.Л.

Опубликовано:

Щелина Т.Т., Нелидов А.Л., Беганцова И.С. [и др.] Психологическое обеспечение развития личности детей-сирот в учреждениях интернатного типа. По материалам реализации проекта
«Детский дом – добрый дом» программы «Партнёр» (IREX);
Монография. – Арзамас: АГПИ, 2003. – 303 с.

Дети-сироты в любом возрастном периоде значительно отличаются от своих сверстников, воспитывающихся в полных семьях. Нарушения развития их личности связано с взаимодействием ряда психобиологических и психологических процессов, отмечаемых во всех исследованиях на данную тему (М.И. Лисина с соавт., 1990; В.В. Зарецкий с соавт., 2003). К ним относят ранний отрыв от биологической матери и лишение ребенка возможности во взаимодействии с ней развивать эмоциональную сферу. Непостоянство среды воспитания. Отсутствие стимуляции активности и развития деятельности ребенка со стороны взрослых. Отсутствие объектов для подражания, идентификации, совместной деятельности. Жизнь в условиях хронического стресса в семье родителей, где до их развода или лишения родительских прав не исполнялась ни одна из базовых функций семьи, а преобладали психогении от конфликтов.

Фактически с момента рождения и до помещения в детский дом на каждом из этапов онтогенеза личности детей не решались основные задачи их возрастного развития.

Для изучения особенностей личности детей-сирот используются различные дополняющие друг друга методы; представим те, что использовались в нашей работе.

Наблюдение за поведением детей – в динамике групповых занятий и в условиях свободного общения между собой. Этим методом определялась сама способность детей-сирот к общению, его мотивация и основные стратегии, оценивались отношения дружбы. Применяя контент-анализ (определение и сравнение частоты различного типа высказываний среди всех высказываний человека на занятии или в беседе), можно определить, какие аспекты жизни больше интересуют человека или меньше.

Психодиагностика личности проводилась в отношении тех её свойств, которые непосредственно влияют на процессы социализации.

Тест «Руки» («Hand-Test»: стандартный набор из 10 карточек; на 9-ти из них изображена рука в различных положениях, а 10-я — пустая) позволял определять, с одной стороны, агрессивность и директивность в общении, а, с другой, — их компенсаторные механизмы – склонность к установлению дружеских контактов и проявлению эмоциональности в общении; кроме того, данный тест позволял установить наличие негативных эмоций в сфере общения – напряжения и страха.

Мотивы поведения и система отношений исследовалась тестом незаконченных предложений. В нём одна группа предложений исследовала страхи и опасения, другая — чувство собственной вины, третья – отношение детей к прошлому и будущему, четвёртая – взаимоотношения с окружающими.

Самооценка детей-сирот диагностировалась модификацией теста самооценки Дембо-Рубинштейн, позволявшей его количественное измерение. Выявляемая с его помощью самооценка (завышенная, заниженная, адекватная) рассматривалась как один их показателей зрелости их личности. Детям предлагалось оценить себя по следующим полярным параметрам, максимальное «расстояние» между которыми – 10 баллов:

Аналитическая записка: модели (центры) реабилитации больных наркоманиями и другими наркологическими заболеваниями

by

Создание реабилитационных центров для социальной реабилитации наркоманов и больных другими наркологическими заболеваниями регламентируется действующим законодательством РФ в данной сфере.
В системе здравоохранения органы здравоохранения в составе лечебно-профилактических учреждений могут создавать амбулаторные и стационарные отделения (центры) социально-медицинской реабилитации.
Негосударственные и частные организации могут заниматься реабилитацией наркологических больных (данная деятельность не требует лицензирования), но не имеют права их лечения.
Ниже представлен краткий обзор деятельности российских и зарубежных государственных и негосударственных учреждений и структур по реабилитации наркоманов.

РОССИЯ
Государственные центры реабилитации

Модель медико-социальной амбулаторной реабилитации.
Амбулаторное реабилитационное отделение в составе лечебного (наркологического) учреждения (г. Москва).

Юридически правовая форма. Работает как подразделение научно-исследовательского института – Федерального Государственного Учреждения «Национальный научный центр наркологии».
Место расположения и база: отдельное здание по адресу Малый Могильцевский переулок – 6 (Старый Арбат); площади – около 120 кв. м.
Финансирование: Минздравсоцразвития.
Штаты соответствуют Приказу Минздравсоцразвития № 45: 2 врача-психиатра-нарколога; 4 психолога; 2 процедурные медсестры; младший медперсонал.
Кроме этого, на базе отделения, как на экспериментальной площадке ФГУ «Национальный центр наркологии», работают научные сотрудники центра – до 3-4 человек.
Мощность отделения: амбулаторный прием 15-20 пациентов (семей) в день; 8 мест в дневном стационаре (одна психотерапевтическая группа). За 2005 и 2006 гг. охвачено помощью по 120 больных. Средняя продолжительность реабилитации – 3-6 месяцев. Помощь оказывается бесплатно для больных; спонсорской и иной негосударственной помощи нет.
Основные технологии работы амбулаторного реабилитационного отделения:
— длительная дифференцированная фармакотерапия, в том числе и апробация новых лекарственных средств;
— групповые психологические занятия (тренинги), развивающие личность;
— групповые занятия психологической взаимопомощи;
— занятия семейной психотерапией.
Режим и особенности работы – по 6-дневке.
Реабилитация – полностью добровольная; нарушители режима или больные с рецидивами наркомании переводятся из реабилитационного отделения на стационарное лечение до достижения ими готовности продолжить амбулаторную реабилитацию.
Пребывание в отделении – анонимное; если больные ранее не состояли на наркологическом учебе в наркологической службе, то сведения о них в наркологическую службу не передаются.
Контингенты. Все больные – совершеннолетние, социально относительно сохранные с непродолжительными периодами наркотизации.
Большинство больных живут в семьях и работают; реабилитационное отделение посещают во внерабочее время во второй половине будних дней и по субботам.
Зачисление в отделение – в основном с территории г. Москвы, в том числе и по направлениям амбулаторных наркологических служб.
Эффективность работы амбулаторного реабилитационного отделения оценить сложно, так как утвержденной госстатистики (уч. формы №№ 37, 12) отделение не ведет, являясь подразделением НИИ.
По данным анализа деятельности отделения, проводимого самими сотрудниками, около 60% реабилитируемых воздерживаются от употребления наркотиков в течение программы.
Небольшая часть реабилитированных продолжает поддерживать связь с отделением, участвуя в группах встреч.
Выводы.
Данная модель реабилитации охватывает наиболее легкий контингент наркоманов.
Обеспечивают этап медико-социальной реабилитации – вслед за амбулаторным или стационарным лечением.
Подобное отделение действует в составе ГУЗНО Наркологический диспансер.

Подобные амбулаторные реабилитационные отделения для своей организации требует наименьшего финансирования со стороны государства. При объективной необходимости они могут быть и быстро организованы на базах существующих наркологических учреждений, в частности — на базах трех действующих подростковых диспансерных отделений ГУЗНО Наркологическая больница и подросткового диспансерного отделения ГУЗНО Наркологический диспансер.
Отделения амбулаторной медико-социальной реабилитации удобны для взаимодействия наркологической службы с другими ведомствами (учреждениями), занимающимися детьми «группы риска»:
— на базе центров образования, типа центров в Автозаводском, Канавинском, Московском районах; в каждом из них проходят обучение от 150 до 170 девиантных подростков, из них почти все – употребляющие психоактивные вещества. По инициативе самих же этих центров в их штатах имеется по ставке психиатра-нарколога, занимаемого по совместительству специалистами подростковой наркологической службы;
— на базе центров социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, где содержится в среднем около 30 человек, часть которых (из числа педагогически запущенных) также являются потребителями психоактивных веществ.
Подобная интеграция системы образования, соцзащиты и здравоохранения является перспективной и могла бы послужить вкладом Нижегородской области в профилактические программы Приволжского ФО.

Модель медико-социальной стационарной реабилитации.
Отделение (центр) стационарной реабилитации наркологических больных в составе лечебного учреждения (г. Орехово-Зуево Московской области).
Юридически правовая форма.
Подразделение научно-исследовательского института – Федерального Государственного Учреждения «Национальный научный центр наркологии» (ФГУ НЦ наркологии).
Юридический статус реабилитируемого – больной реабилитационного отделения.
Место расположения и база: г. Орехово-Зуево Московской области; одноэтажное здание за пределами основной территории областной психиатрической больницы № 8. Здание арендуется ФГУ НЦ наркологии по договору с больницей. Питание организовано также на базе психиатрической больницы.
Финансирование: по бюджету ФГУ НЦ наркологии, Минздравсоцразвитие. Никакой дополнительной финансовой помощи стационару нет. Дорогостоящие препараты приобретаются за счет больных. Питание трехразовое по бюджету и еще один раз – за счет продуктов, приобретаемых больными за собственные средства.
Штаты в целом соответствуют Приказу Минздравсоцразвития № 45: 2 врача-психиатра-нарколога, 2 психолога, 1 социальный работник, 1 инструктор лечебной физкультуры, 1 медсестры; младший медперсонал. Кроме заведующей, остальные работники – совместители с основной работой в психиатрической больнице № 8.
Мощность отделения: 25 коек. В 2005 г. прошли программу реабилитации 68 человек, в 2006 г. – 67.
Средние сроки пребывания в отделении – 6-7 месяцев. По положению об отделении стационарной реабилитации – до года.
Основные технологии работы
— длительная дифференцированная фармакотерапия, в том числе и апробация новых лекарственных средств;
— групповые психологические занятия (тренинги), развивающие личность;
— групповые занятия психологической взаимопомощи и с местными волонтерами;
— занятия семейной психотерапией;
— спортивные занятия в тренажерном зале и на спортплощадке;
— трудотерапия по отделению, в мебельной и швейной мастерских психиатрической больницы (2-4 человека в день из состава реабилитируемых), самообслуживание и хозяйственные работы, мелкий ремонт.
— культурная программа: экскурсии; для верующих – общение с религиозными деятелями, ремонт местного храма.
Режим и особенности работы: круглосуточно по 7-дневке.
Зачисление на реабилитацию строго добровольное сразу после лечения в наркологических стационарах, реже – в амбулаторных условиях. В случае рецидивов наркомании больные тотчас переводятся в наркологическое отделение психиатрической больницы № 8 до преодоления рецидива, большинство после рецидивов возвращаются в реабилитационное отделение.
Листок нетрудоспособности, в соответствии со статусом стационара, не выдается.
Контингенты. Все больные – от 18 до 60 лет, в основном – молодежь до 35 лет. Территория, с которой происходит госпитализация, — это г. Москва и Московская область. Больные отличаются выраженным социальным снижением (деградацией личности), вплоть до утраты работы и семьи.
Зачисление в отделение: добровольное и по направлению наркологической службы. Преобладают больные, состоящие на учете в наркологической службе. Прекращение реабилитации производится для неоднократно рецидивирующих.
Эффективность работы около 60-70%% от числа поступающих после начального этапа адаптации остаются на следующие этапы программы реабилитации (в результате из 25 плановых пациентов фактически постоянно в отделении пребывают 15-20 человек). Из этих 60-70% оставшихся на следующие этапы реабилитации, в свою очередь, около 50-60% удерживаются от употребления наркотиков в течение программы.
В результате, конечная эффективность по критерию ремиссии в течение программы составляет около 40% от приступивших к программе.
Систематических и достоверных данных о последующей эффективности стационарной реабилитации после выписки из центра сам центр не располагает.
Выводы.
Данная модель реабилитации охватывает средний по тяжести и тяжелый контингент наркоманов, которые из-за периодических рецидивов нуждаются во временном возвращении на этап медицинской реабилитации (лечения).
По финансированию центр стационарной реабилитации обходится несколько дешевле, чем наркологический стационар той же мощности за счет меньших затрат на диагностику, медикаменты и персонал.
Модель обеспечивает этап медико-психологической и социально-медицинской реабилитации, а также элементы этапа социальной реабилитации, следующие за амбулаторным или стационарным лечением.
Вместе с тем, данная модель не может быть использована для организации труда больных на производстве (в соответствии с трудовым законодательством) на протяжении всего периода реабилитации.
В данной модели возможна лишь посильная трудотерапия. Способность же больного вернуться к полноценному труду означает завершение реабилитации и выписку из центра.
Модель стационарной реабилитации в рамках лечебного учреждения создает предпосылки для многократных повторных реабилитаций одних и тех же больных с фактическим их переходом на постоянное проживание в подобном отделении – если в отделении не будет установлен строгий режим пребывания с немедленным переводом больных с рецидивами на лечение в наркологические стационары.

Отделение стационарной медико-социальной реабилитации уже работает в составе ГУЗНО Наркологический диспансер (Н. Новгород, пер. Союзный – 47).
При возникновении объективной необходимости, такие отделения могут быть еще дополнительно организованы на базе существующих наркологических учреждений на территории г. Нижнего Новгорода.
Их организация в структуре других наркологических учреждений в районах области пока нецелесообразно, так как не будет обеспечена их стабильная наполняемость.

Ярославский областной государственный реабилитационный центр для наркоманов и патологических игроков.
Открыт в 2006 году.
Финансируется здравоохранением и имеет статус лечебного учреждения.
База: двухэтажное здание, капитальный ремонт и реконструкция.
Программа включает все этапы реабилитации от лечения острых состояний (дезинтоксикация и другая экстренная помощь) до этапов социальной реабилитации.
Мощность центра: 30 коек.
Центр на стадии развития; готовятся спортзал и другие подразделения для культурной работы, кабинеты релаксации со специальным оборудованием и др.
Данных о конкретных показателях работы данного центра в открытых и доступных источниках нет.

Модель: социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
Государственное учреждение Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Возрождение» (г. Москва).
Юридически-правовая форма.
Самостоятельное учреждение. Учредитель – департамент социальной защиты населения г. Москвы.
Приказом управления социально защиты населения Северо-восточного административного округа г. Москвы утверждено Положение о данном центре, в котором установлены контингенты, подлежащие реабилитации в данном центре (пункт 2.2.4.): «Оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, ведущим асоциальный образ жизни или попавшим в зависимость от психоактивных веществ, а также их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации».
Юридический статус ребенка в центре – воспитанник.
Место расположения и база: г. Москва, Северо-восточный административный округ, ул. Проходчиков – 6, строение 1.
База – 2-х этажное здание бывшего малоформатного детского сада; площади около 600 кв.м. с небольшой прилегающей территорией.
Центр существует 1 год.
Финансирование: Департамент социальной защиты правительства г. Москвы.
Штаты соответствуют Примерному положению о центрах данного типа, утвержденному Правительством РФ. В настоящий момент после сокращения штатов, проведенного в течение 2006 года, в штате учреждения 93 сотрудника, в том числе воспитатели, психологи, социальные педагоги.
Эти основные ставки образуют:
— управление центром;
— Амбулаторию центра: отдел социальной диагностики и отдел социально-правовой помощи; готовится к открытию (на другой базе) отдел дневного пребывания (типа дневного стационара в здравоохранении);
— Стационар центра: приемное отделение, отдел социальной реабилитации.
Кроме психолого-педагогического персонала, в штате центра есть группа медицинских работников: психиатр, нарколог, педиатр, психотерапевт, невропатолог, медсестры.
Эти ставки в центре обозначены как медицинские; однако, центр не является лечебным учреждением, в результате чего указанным медработникам не идет медицинский стаж. Фактически на эти ставки зачислены совместителями соответствующие медработники из ближайших лечебных учреждений.
Мощность отделения: Центр рассчитан на одновременное пребывание в его стационаре максимум 34 несовершеннолетних. Число работников около 3-х на одного воспитанника соответствует рекомендуемым европейским нормативам для реабилитационных учреждений данного типа для несовершеннолетних.
На момент посещения нами данного центра 17.01.07 г. в центре числился 21 человек; из них физически находились в центре 14 человек; кроме того, 7 человек числились за пределами центра (2 в больнице, 1 «в бегах»; про остальных 4-х сведения неопределенные).
Сроки пребывания несовершеннолетних на реабилитации определены статусом социально-реабилитационного центра – до года и более.
За 2006 год амбулаторную реабилитацию прошли около 180 несовершеннолетних и их родители, а стационарную реабилитацию – 70 человек. Фактические средние сроки пребывания на стационарной реабилитации – 4-6 месяцев.
Основные технологии работы стационара центра:
— групповые психологические занятия (тренинги), развивающие личность;
— групповые занятия с организацией психологической взаимопомощи; на их основе возникает один из основных механизмов реабилитации – высоко сплоченный коллектив с развитым самоуправлением и саморегуляцией реабилитируемых в стационаре;
— занятия семейной психотерапией — курсами по 2-3 дня непрерывных занятий;
— спортивные занятия в тренажерном зале и на спортплощадке;
— учебная деятельность, строго дифференцированная по психологическому возрасту реабилитируемых с назначением при необходимости через районные психолого-медико-педагогические комиссии индивидуального обучения или обучения в коррекционных классах; учебный процесс организован по договору на базе ближайшей общеобразовательной школы и, соответственно, финансируется департаментом образования;
— кружки по интересам и творческие занятия;
— просветительские и групповые психологические занятия врачей;
— трудотерапия ограничивается самообслуживанием по отделению;
— культурная программа: крупная (на лазерных дисках) библиотека, видеотека, фонотека, множество познавательных и развивающих программ; экскурсии и посещения учреждений культуры.
В летние и зимние каникулы организуются смены в лагерях отдыха.
Совокупность этих технологий организуется в 4 ступени (этапа) реабилитации с непрерывным усложнением технологий, обеспечивает сочетание медико-психологической, психолого-педагогической и социальной реабилитации несовершеннолетних с восстановлением нормы развития их личности.
При необходимости реабилитируемые консультируются указанными выше врачами.
При рецидивах употребления наркотиков и других психоактивных веществ дети временно переводятся на лечение в подростковую наркологическую службу.
Возвращение реабилитируемого обратно в центр допускается при двух условиях: воздержание после лечения от употребления психоактивных веществ в течение не менее 21 дня (3-х недель) и решение общего собрания воспитанников центра.
Режим и особенности работы: Амбулаторная помощь – в 2 смены. Стационар – круглосуточное пребывание 7 дней с ограничением права выхода за пределы территории центра. Общение с родителями — в отведенное для этого время в распорядке дня.
Контингенты. Центр может принимать в стационар детей любого возраста до исполнения им 18 лет. На практике в стационаре центра находятся дети от 14 до 17 лет; случаи пребывания детей 13 лет – исключение.
Соотношение мальчиков и девочек – примерно поровну. Соответственно разделены спальни и другие бытовые помещения (туалеты, душевые, др.).
Основную массу реабилитируемых составляют не наркологические больные, а потребители психоактивных веществ (наркотиков, алкоголя и др.).
Случаи удержания в центре детей с развитыми наркологическими заболеваниями (наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом) — единичные.
Зачисление в отделение: Вопреки финансированию центра Администрацией Северо-восточного административного округа, фактически в центр зачисляются дети со всей территории г. Москвы и (в единичных случаях) из Московской области.
Зачисление производится тремя основными путями:
— по заявлению самого ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации;
— по заявлению родителей;
— по решению районных комиссий по делам несовершеннолетних (КДН), департамента социальной защиты, органов опеки и попечительства.
Милиция (подразделения по делам несовершеннолетних), образовательные учреждения и подростковая наркологическая служба, по согласованию с родителями, ходатайствуют о зачислении детей в центр перед районными КДН.
Дети, находящиеся в состоянии интоксикации наркотиками и другими психоактивными веществами, перед помещением в центр должны сначала пройти соответствующее лечение в больницах.
Эффективность работы: Около 60% детей, прошедших полностью курс стационарной реабилитации, после выписки из стационара и возвращения их в семьи социально адаптируются, успешно развиваются и не употребляют психоактивные вещества. У большинства из остальных 40% отмечается частичная эффективность: возвращение в семью, восстановление учебы, отсутствие антисоциального поведения и др.
Центр не имеет данных о числе детей, которые не смогли адаптироваться на начальном ориентировочном этапе реабилитации и не остались в центре.
Выписанные из центра продолжают встречаться на базе центра (в его амбулатории) в группах психологической взаимоподдержки – в группе встреч.
Выводы.
Модель социально-реабилитационного центра в системе социальной защиты для детей зависимых от употребления психоактивных веществ является наиболее оптимальной формой реабилитации несовершеннолетних, следующей за лечением и медико-социальным этапом реабилитации в наркологических учреждениях здравоохранения.

Данный тип учреждения может быть организован в Нижегородской области (в г. Нижнем Новгороде) путем изменения контингентов обслуживания любого из ныне действующих социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
Для более эффективной реабилитации на его базе целесообразно расположить отделение амбулаторной медико-социальной реабилитации за счет наркологического лечебного учреждения.
В результате Нижегородская область первой в РФ может получить учреждение, интегрирующее в единый процесс реабилитации медицинские, педагогические и социальные подходы.

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (ЦЕНТРЫ)

Негосударственный (частный) реабилитационный центр.
Благотворительный фонд «Страна живых» (г. Подольск Московской области).
Юридически-правовая форма.
Благотворительный фонд, финансирующий проведение длительной программы реабилитации наркоманов.
Право проведения реабилитационных программ негосударственными учреждениями и общественными организациями дается современным законодательством.
У благотворительного фонда «Страна живых» данное направление его деятельности закреплено в Уставе фонда.
Юридический статус реабилитируемого в центре – добровольный участник программы реабилитации, проводимой указанным фондом.
Фонд (центр) не проводит лечения наркоманов.
По ныне действующему законодательству лицензирование реабилитационной работы фонда (центра) не требуется.
Место расположения и база: г. Подольск Московской области, ул. Нагорная- 5.
Фонд «Страна живых» в качестве базы использует частное владение, принадлежащее учредителям фонда: участок земли около гектара; 3-х этажный корпус с подвальными помещениями (для проживания, групповых и индивидуальных занятий, творческих мастерских, театра, культурного досуга, пищеблок) и одноэтажный хозяйственный корпус.
В связи с тем, что фонд (центр) использует частное владение, он в своей работе независим от государства.
Финансирование: осуществляется исключительно через благотворительный фонд «Страна живых». Финансирование реабилитации больных осуществляется их родителями по договору между ними и фондом об их благотворительном взносе в фонд.
Размеры взноса (оплаты) определяются индивидуально в зависимости от возможностей и желания родителей; в среднем они составляют (по данным руководителя фонда и центра) около 20000 рублей в месяц. По нашим данным (по сообщениям больных), это меньше, чем в других аналогичных частных центрах.
Других источников финансирования, кроме благотворительных взносов родителей, у фонда (центра) нет.
Некоторые специалисты из указанных ниже приезжают в центр для краткосрочных работ в нем бесплатно, однако работа большинства из них – оплачивается фондом (центром).
Штаты установлены на основании принятой в фонде (центре) 4-х фазовой (4-х этапной) программы реабилитации:
— руководитель — директор;
— психологический блок: 4 консультанта, из которых – 2 профессиональных психолога и 2 выпускника данного же центра (с длительной устойчивой ремиссией); каждый курирует 4-8 реабилитируемых;
— творческий блок: педагоги по вокалу, этикету, движению и танцам, театральным тренингам (психодраме), музыке, ушу, по трудовому воспитанию, арт-терапии;
— заместитель директора по АХЧ;
— бухгалтер-кассир;
— водитель;
— врач терапевт для оказания терапевтической помощи (из поликлиники г. Подольска).
Для охраны и уборки корпусов и территории штата нет; эти работы осуществляется самими реабилитируемыми. Приготовление пищи – также самими реабилитируемыми.
Мощность отделения: четко определенной нормы заполнения центра нет; на момент нашего посещения в нем находились все 26 наркоманов, включенных в программу; отсутствующих не было. Численность около 25 человек руководитель центра считает оптимальной для такого типа центров.
Кроме указанного центра в Подольске, аналогичные центры есть под Тулой и два под Одессой – все они такой же наполняемости или несколько меньше.
Фонд (центр) в данном виде существует около 4 лет.
В среднем ежегодно его проходят 25 человек.
Основные технологии работы — это авторская программа реабилитации, включающая следующие компоненты:
— правила фонда (центра): не употреблять и не хранить психоактивные вещества; не вступать в сексуальные отношения между участниками программы; не прибегать к насилию и угрозе его применения; не хранить никакого оружия; соблюдать законы РФ;
— немедленное исключение из центра при употреблении любых психоактивных веществ, и, тем более, при рецидиве наркомании (центр рекомендует больным в этих случаях обращение в наркологические учреждения);
— строго организованное самоуправление и взаимный контроль;
— непрерывные индивидуальные консультации;
— психологические групповые занятия (тренинги) 2-3 раза в день по графику (применяемые технологии – сплочения и дружбы, психологической защиты, психологической взаимопомощи и др.); — социальные тренинги преодоления различных специально задаваемых трудных жизненных ситуаций;
— групповые творческие занятия разнообразной и непрерывно меняющейся направленности с зачетами и экзаменами по каждому из них;
— занятия семейным консультированием с участием приезжающих родителей (циклы в 2 дня для каждой семьи);
— спортивные занятия в тренажерном зале и на спортплощадке;
— трудотерапия в виде хозяйственно-бытовых работ по зданиям и территории центра, помощь в работе небольшого мебельного цеха (в хозяйственном корпусе), ремонт и строительные (отделочные) работы в основном жилом корпусе; официально работающих больных в центре нет;
Все применяемые технологии – строго светские, нерелигиозные.
Совокупность указанных технологий реабилитации приводят к возникновению сплоченной среды и особой психологии идеологической гуманистической общности между реабилитируемыми.
Режим и особенности работы: круглосуточное пребывание в центре. В первый месяц полностью прерываются все контакты вновь поступившего с прежним социумом (родителями, знакомыми, собственными семьями).
Контингенты. Совершеннолетние в возрасте в среднем 25-40 лет; соотношение мужчин и женщин примерно как 75% на 25% (на момент нашего посещения из 26 человек женщин было 6). Проживание мужчин и женщин в центре раздельное.
Преобладают случаи с большим стажем наркотизации – 5-10 лет и более.
Каждый из реабилитируемых перед поступлением в центр переживал тяжелейший социальный или психологический кризис.
Больные поступают со всей территории СНГ, в том числе около половины – из г. Москвы и Московской области.
Больные являются детьми состоятельных родителей, способных оплатить годовую программу реабилитации стоимостью примерно в 12 тыс. долларов США.
Зачисление в отделение: проводится по результатам собеседования с поступающим директора центра, одного из консультантов центра и будущего «старшего брата» (пациента на 2-3-м этапе реабилитации – 5-12 месяцев ремиссии, к которому новичок прикрепляется на первые 3-4 месяца программы).
Поступающий реабилитируемый не должен быть в состоянии наркотической интоксикации и должен обнаружить искреннюю установку на пребывание в центре.
Поступающие в абстинентном синдроме («в «ломке») с их согласия помещаются в изолятор (в полуподвальном помещении) до его минования без какой-либо терапии; врач терапевт осматривает новичка и контролирует его физическое состояния.
При любом нарушении правил и при употреблении психоактивных веществ тотчас следует исключение из центра общим собранием реабилитируемых.
Эффективность работы: центр не ведет никакой учетной или статистической документации на реабилитируемых – ни принятой в здравоохранении, ни произвольной.
За время пребывания в программе число не завершающих ее примерно соответствует отсеву из центра в г. Орехово-Зуево – 40%.
Из остальных 60%, кто полностью завершает программу, не употребляют наркотики за все время пребывания в ней и различные сроки (годы) после нее.
Центр поддерживает связи со всеми завершившими полностью всю программу; среди них известны случаи окончания выпускниками центра высших учебных заведений, образования устойчивых семей и другие признаки высокого качества реабилитации.
Выводы.
Центр не требует затрат государства, кроме политической поддержки и рекламы.
В центре могут пребывать только дети высоко обеспеченных родителей. Подавляющее большинство больных наркоманиями, зарегистрированными в Нижегородской области, таковыми не являются.
Отсутствие настоящего трудоустройства и работы у реабилитируемых является слабостью в работе центра и фактором, увеличивающим финансирование за счет родителей.
Частный центр данного типа может быть рекомендован для его организации за счет предпринимателей. В этом случае стабильная трудовая занятость реабилитируемых может снизить оплату программы за счет родителей, а это расширит число больных, способных пребывать в данном центре.
Для организации и работы центра требуются высоко мотивированные лидеры, способные провести сложно организованную программу психологических и социальных воздействий на коллектив и способных организовать развитие группы.
Территория, с которой идет поступление в центр г. Подольска, значительно превосходит численность Нижегородской области, что прогнозирует трудности набора реабилитируемых на первых этапах работы центра.

Программа лечения и реабилитации наркомании, алкоголизма, игромании «Вершина» некоммерческого фонда «Здоровая Страна» (г. Москва: 495.220.74.94).
Вопреки законодательству программа заявляет лечение наркоманов и алкоголиков.
Реабилитационная программа оплачивается самими участниками (фактически – родителями). Проводится в сельской местности с постоянным проживанием в ней. Стоимость пребывания в месяц (из неофициальных источников) – около 30-35000 рублей.
Сотрудничает с ФГУ НЦ Наркологии.
Число одновременно находящихся в программе — не оглашается.
Данные об эффективности – закрытые.

«НВ-ЦЕНТР – Реабилитационная Наркологическая Клиника»
Располагается в центре г. Томска. Частная фирма.
Закрытый режим с охраной.
5-месячный курс реабилитации.
Немедикаментозные методы воздействия: полная изоляция от социума в первые недели, круглосуточная занятость, спорт, культурные мероприятия, ежедневная сауна, психологические занятия (индивидуальные, групповые, с родственниками) по программе духовного и личностного роста, 5-разовое питание.
Официальных сведений о стоимости программы и об ее эффективности нет.
По данным самого центра она составляет (по критерию пребывания в трезвости после завершения программы реабилитации) – 79,5%.

Наркологический центр доктора Марыныч (г. Ростов-на-Дону; проспект Михаила Нагибина- 45).
Программа «Ультра быстрая Опийная Детоксикация».
База: 2 палаты и подсобное помещение. Оснащение – соответствует процедурным кабинетам ЛПУ.
Штат – врач и круглосуточный сестринский пост.
Технология – 2-х недельная быстрая дезинтоксикация с преодолением острой абстиненции («ломки») в состоянии сна.
Никакой последующей реабилитации нет.
Данных о мощности, стоимости и об эффективности центра нет, кроме хвалебных отзывов отдельных пациентов, приводимых по данным руководителя центра.

Группы анонимных алкоголиков и анонимных наркоманов.
Работают по принципу добровольного объединения данных групп больных.
В Н. Новгороде есть опыт взаимодействия наркологической службы с данными группами: проведение занятий на базе ГУЗНО НБ (взрослой и подростковой служб).
Данные группы отличаются непостоянством состава.

БЛИЖНЕЕ И ДАЛЬНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (ЦЕНТРЫ)

Окружной наркологический центр г. Глазго (Шотландия, Великобритания).
Юридический статус – лечебное учреждение, финансирование — здравоохранение.
База –2-х этажное здание бывшей 8-летней школы.
Штат – 2 психиатра, 2 психотерапевта, 2 психолога и по 1 ст. социального работника на одного реабилитируемого.
Лечатся и реабилитируются одновременно до 12 больных, до 6 месяцев. Поступают после преодоления абстинентного синдрома в стационарах для острых больных.
Одноместные палаты, процедурные, кабинеты для психотерапии, спорт, культурная программа, психологические тренинги и семейные занятия, получение профессии, трудоустройство перед выпиской.
До 80% больных поддерживают ремиссию за время пребывания в центре; после выписки из него эффективность вскоре снижается вдвое.
Кроме стационара центр имеет амбулаторию для консультирования больных и для проведения «метадоновой программы»; их эффективность не оценивается.

Психотерапевтический стационар для наркологических больных (г. Варшава, Польша; клиника доктора Вороновича).
Создан на базе психотерапевтического отделения психиатрической больницы.
Принимает как больных алкоголизмом, так и наркоманов жителей Варшавы и ближайших районов. Взрослые, мужчины.
Основная программа реабилитации – мощная непрерывная групповая психотерапия на фоне светской адаптации программы 12-шагов Анонимных алкоголиков и Анонимных наркоманов.
Мощность стационара – 30 мест; пропускная способность в год до 80 человек.
Эффективность, в авторской оценке, составляет до 80%, проблем с наполняемостью центра нет.

Специальные открытые коррекционные школы для детей «группы риска» (Шотландия, Великобритания) в системе образования — типа школы «Киббл».
Располагаются по всей территории Великобритании, однако инициаторами данного типа учреждения является Шотландия. Первые учреждения данного типа – с 60-х годов 19-го столетия.
Финансируется министерством образования.
Штаты – 2,6 ставки социальных педагогов, психологов и педагогов образовательной программы на одного реабилитируемого.
Головная и самая крупная специальная открытая школа располагается в г. Пэзли, в пригородах г. Глазго.
Содержит 50 детей в режиме интернатного проживания и 50 детей в режиме дневного пребывания. Поступают дети «группы риска» — с нарушениями в поведении, в том числе и потребители наркотиков и других психоактивных веществ.
Принимает детей от 14 -15 лет до 18 обоего пола с раздельным проживанием.
Дети направляются решением районных комиссий по делам несовершеннолетних или ювенильных судов.
Интенсивная культурная развивающая программа, круглосуточная занятость и учебная деятельность по индивидуальным программам или в коррекционных классах малой наполняемости (на 3-5 человек).\
Психотерапевты и наркологи включаются по индивидуальным показаниям при обострении состояния детей. Лечение в этих случаях проводится на базе лечебных учреждений, куда переводится реабилитируемый.
Длительность пребывания до 3-4-х лет — до исполнения 18 лет.
Эффективность возвращения к трезвому и социального правильному образу жизни – около 85%.

Специальные закрытые коррекционные школы для детей «группы риска» (Шотландия, Великобритания) – типа центра «Святой Катерины» (г. Эдинбург).
Шотландия также является инициатором и данного типа учреждений для реабилитации детей «группы риска».
Финансируется министерством социальной защиты.
Содержит 50 детей 14-18 лет в режиме закрытого интерната без выхода из него до момента подготовки к выписке с программы.
Помещаются аналогично открытой школе, однако – после более тяжелых правонарушений. Перед выпиской дети переводятся в общежития на свободный режим, но с непрерывным контролем социальных педагогов.
Центр является промежуточным звеном между открытой школой и тюрьмой для несовершеннолетних (каковая – одна на всю Шотландию).
Реабилитационная программа аналогичная открытой школе.
Эффективность после завершения программы – около 50%.

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (ЦЕНТРЫ)

Центр реабилитации «Выбор» (г. Полтава, Украина).
Центр работает за счет финансирования реабилитируемых больных. Поводится реабилитация по авторским программам, разработанным в 90-х годах врачом Л.А. Саута. В программе используются также религиозные технологии.
Сведений о конкретных показателях работы центра в открытых и доступных источниках информации нет.

Система стационарной реабилитации благотворительного негосударственного фонда «Голубой Крест» (Германия).
Фонд содержит несколько специальных клиник в различных землях Германии (в основном – западных, на территории бывшей ФРГ, на территории бывшей ГДР – г. Дюссельдорф).
Мощность каждого стационара – 25-30 мест. Взрослые мужчины.
Идеальные условия для быта (палаты квартирного типа на 1-2 пациентов) и реабилитации: спорт, художественные и ремесленнические мастерские, хозяйства для разведения животных и занятия садоводством-огородничеством, типография для издания художественных произведений и методических работ по профилактики, написанных самими реабилитируемыми.
Сроки – до 6 месяцев.
Трудотерапия – в пределах стационара. Трудоустройства и постоянной работы реабилитируемых нет.
Продукция творческих мастерских реализуется рыночным путем, выручка идет на финансирование стационара.
Режим и технологии: реабилитационные индивидуальные и групповые психологические занятия в сочетании с религиозными технологиями (для верующих); круглосуточная занятость; персонал по договору – не употребляющий алкоголь и не курящий. Постепенное расширение контактов с семьей, перед выпиской – лечебные отпуска.
Нарколог проводит обследование и дальнейшее наблюдение за реабилитируемыми.
Поступают реабилитируемые из наркологических клиник или самостоятельно.
Программа проводится по договору между реабилитируемым и стационаром; нарушители тотчас исключаются из программы, однако допускается повторное прохождение программы.
Параллельно со стационарами программу реабилитации обеспечивают еще две структуры, финансируемые из того же негосударственного фонда.
Сеть негосударственных амбулаторных подразделений – в них пациенты поступают по завершении стационарной реабилитации.
Сеть безалкогольных кафе для организации культурной работы и групп встреч с участием семей в полном составе (с проведением профилактической программы «дети отцов алкоголиков»).
Штаты за счет фонда:
Психологи – 1 ставка на 5 больных
Инструкторы по труду, по спорту, по творческой работе.
Повара (4-х разовое обильное питание).
Эффективность: выбывают из программы около 20% из поступивших. Остальные поддерживают ремиссии до конца пребывания в программе (до 6 месяцев). После программы большинство посещают амбулаторные реабилитационные подразделения фонда.
Негосударственный фонд «Голубой Крест» существует давно в течение ХХ столетия; с 60-х годов начал заниматься реабилитацией алкоголизма и наркомании.
Выводы:
Данный тип частного реабилитационного центра, финансируемого благотворительным фондом, полностью соответствует российской модели центра в г. Подольске.
Такое сходство говорит о потенциальной востребованности данных центров со стороны определенной части наркологических больных.

Европейские общества «Анонимные алкоголики» и «Анонимные наркоманы» (г. Будапешт, Венгрия).
Работают по общеизвестным схемам групп взаимопомощи АА.
Располагаются вне лечебных учреждений и отвергают помощь специалистов по принципиальным соображениям.
Используют или религиозную (католическую, баптистскую) программу 12 шагов или ее светские адаптированные варианты (в Израиле, в Румынии, в Болгарии, в Венгрии).
Эффективность оценивается самими участниками и составляет около 50% для алкоголиков, для наркоманов – ниже.
Работа данных обществ аналогична работе групп АА в России, в частности – в г. Н.Новгороде.

В.К. Тарасов

Скачать статью

Психокоррекция расстройств развития личности школьников группы риска в начальных классах как ранняя профилактика девиантного поведения и модель поддержки детей-инвалидов

by

Нелидов А.Л., кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологии развития ГОУ ВПО АГПИ им. А. П. Гайдара и кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО НижГМА

Щелина Т.Т., доктор педагогических наук, декан психолого-педагогического факультета ГОУ ВПО АГПИ им. А. П. Гайдара

Развитие системы образования включает в себя разработку технологий обучения и воспитания детей группы риска в общеобразовательных школах (Е. Л. Родионова, А. Л. Нелидов, 2004). Наше исследование основано на идее взаимодействия и интеграции систем образования и здравоохранения в профилактической работе. Выбор объекта исследования (дети 1—4-х классов) определен возникновением механизмов школьной дезадаптации и девиантного поведения еще до школы и в ее начальных классах; рассмотрены актуальные с этой точки зрения категории детей — с личностной неготовностью к школе, с инвалидностью и пограничными расстройствами личности, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Обобщены результаты психокоррекции более 300 детей в подростковом диспансерном отделении № 2 ГУЗНО Наркологическая больница (главный врач — А. А. Федоров).

Дети с личностной неготовностью к школе в сфере деятельности

Структура психологической / личностной готовности к школе изучается; представления о ней усложняются за счет выявления различного числа ее компонентов (Е. Е. Кравцова, 1997). Исходя из концепции о роли деятельности в развитии личности, к новообразованию, обеспечивающему успех в учебе, следует отнести общее развитие у ребенка предшествующих учебе видов деятельности. (Л. Ф. Обухова, 1995; И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина с соавт., 2004 и 2009 и др.): сложных сюжетно-ролевых игр, самостоятельного труда по дому, рукоделий и конструирования, творческой деятельности, навыков коммуникаций (и ролей) в группах сверстников и в отношениях с взрослыми.

В группе, выбранной нами для наблюдений и исследования, дети с неготовностью к школе в сфере деятельности составили 55 %. Это дети, которые учились с помощью родителей, зачастую — с принуждением. Они не испытывали потребности в искусстве, труде по дому, творческом самовыражении; предпочитали простые зрелища и компьютерные игры, угощения, гуляние; большинство дел не доводили до конца.

Предлагаются разные системы восстановления способности детей к деятельности. Так, в «группах развития» (Н. И. Гуткина, 2003) выделяются: развитие познавательного интереса, произвольности и самоанализа результатов работы при непрерывной эмоциональной поддержке ребенка в исследовательской игре в группе; разбиение сложных форм поведения на отдельные действия с постановкой задач и позитивной поддержкой для каждого из них отдельно (Л. С. Славина, 1998).

Мы предлагаем несколько приемов поэтапного развития способности детей к деятельности; они реализуются родителями и другими воспитателями в тренинге воспитательной компетентности.

Первый этап — восстановление самой способности ребенка к самостоятельной деятельности продолжается в рамках нашего исследования от 1-го до 3-х месяцев и предполагает использование следующих приемов.

1. Моделирование в семье успешного «проживания» ранних этапов онтогенеза с созданием условий для благополучного развития ребенка: удовлетворение его потребностей в физической и психологической защитах, контакте и ласке, уюте и стабильной среде воспитания, принятии взрослыми, эмпатии и любви, стабильной самооценке, автономности и предприимчивости, успехе в общении со сверстниками (А. Л. Нелидов, 2005).

2. Непрерывная занятость ребенка в деятельности. Приемапробировался в реабилитации инвалидов (Н. К. Гусева, А. Л. Нелидов, 1999). Организуется всеми воспитателями и занимает все время вне школы: непрерывно и позитивно поддерживаются любые попытки ребенка начать какое-либо дело; он включается во все дела с взрослыми. Те непрерывно обсуждают с ребенком результаты дел и стимулируют его познавательный интерес: в каждом деле непрерывно анализируют законы природы, свойства предметов, работу инструментов и приборов; беседуют о новых навыках и знаниях, приобретенных ребенком; изучают книги по разным разделам знаний, познавательные TV-передачи; ведут дневник позитивных итогов дня.

3. Позитивная стимуляция всех структурных элементов деятельности — операций и действий. Данный прием создает новую ситуацию развития: ребенок в каждом деле получает десятки (а за день — сотни!) позитивных стимуляций взрослого; вводится временный запрет на критику ребенка (с помощью данного приема также изучалась сама способность родителей перейти к позитивной стимуляции ребенка).

4. Система поэтапной поддержки динамики деятельности.

При разработке данной системы мы допустили, что элементы деятельности (от замысла до завершения) расположены в линейной последовательности. В нашей системе каждый этап динамики деятельности рассматривается как самостоятельная (только кратковременная) деятельность, и для каждого из этих этапов предложены приемы поддержки.

4.1. Переживание личностью потребностного состояния (по А. Н. Леонтьеву). Проявляется в пробных (поисковых) видах деятельности, из которых ребенок выбирает наиболее интересную. Поддержка заключается в обсуждении с ребенком прошлых и текущих успешных дел, мысленном моделировании: «чем заняться?», сравнении дел с их мысленным игровым перевоплощением (в «сверстников» — с выявлением среди них «друзей»), психодиагностике предпочитаемых ребенком видов деятельности (цветовым тестом отношений — ЦТО А. М. Эткинда, тестом Дембо-Рубинштейн).

4.2. Планирование ребенком конечного результата выбранного дела. Поддержка — задания на точное представление и описание ребенком конечного результата дела.

4.3. Планирование промежуточных этапов дела, начиная с первого. Прием поддержки выражается в детальном представлении вероятной последовательности промежуточных этапов дела (с операциями и действиями на каждом из них), возможных затруднений и их преодоления.

4.4. Волевая концентрация и самоприказ на начало дела. Поддержка — задания на активизацию (приемами гештальттерапии) опыта принятия волевых решений с его использованием в данный момент, разработка самовнушений.

4.5. Осуществление ребенком дела на первом промежуточном этапе. Поддержка заключается в участии родителей в качестве помощников ребенка, экспертов его деятельности; в невербальных приемах поддержки.

4.6. Осознание ребенком факта достижения результата на первом промежуточном этапе дела. Поддержка — задания ребенку сравнить промежуточный результат с предварительным планом.

4.7. Осознание ребенком успешности промежуточного результата.

Открылся сайт!

by

У Нижегородского наркологического диспансера появился официальный интернет-сайт. На нем любой желающий может получить информацию о диспансере, персонале, предоставляемых услугах и не только.

Открыты два реабилитационных отделения, в которых больные наркоманией и алкоголизмом могут получить квалифицированную медицинскую помощь