phoneТелефон доверия: (831) 241-08-33. Время работы: пн-пт 09:00 — 19:00

А.Л. Нелидов, Т.Т. Щелина

Опубликовано: Проблемы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков: монография /Н.Н. Савина, А.Л. Нелидов, Т.Т. Щелина [и др.]; под общ.ред. Н.В. Лалетина; Сиб.федер.ун-т; Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. – Красноярск: ООО «Центр информации», ЦНИ «Монография», 2013. — с. 7-53.

В происхождении подостково-юношестких групп с неформальным, девиантным и асоциальным поведением выделяют различные механизмы нарушения социализации [1, 2, 8], идентификации в территориальных группировках [22] и распространенности стереотипов противоправного поведения [17], кризисы разрыва между культурными целями общества и трудностью их достижения социально одобряемыми средствами, кризисы накопление опыта девиантного поведения с детства [обобщение по 23].

Роль нарушения развития (дизонтогенеза) личности ребенка в семье [18], в школьной и внешкольной среде выявляется в анализе отдельных форм девиантного поведения: раннего детского воровства [11], агрессивного поведения [6, 7, 10], стойких нарушений школьной адаптации [16,5], личностей с криминальным стереотипом поведения [3].

Процессы группирования – закономерное явление в развитии личности. Они начинаются с периода подготовки к школе и активизируются в период перехода в подростковый возраст (в 10-13 лет); они во многом определяют развитие свойств личности в подростковом и юношеском возрасте.

Онтогенетический подход соответствует построению воспитательной работы, а также задачам и компетенции образовательных учреждений в профилактике, сформулированным в Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (2011)[9], что позволяет интегрировать в профилактику технологии служб здравоохранения (педиатрической, неврологической, психиатрической, наркологической).

Необходимо предварительно отметить две основных объективных сложности в проведении любых исследований развития детско-подростковых групп с девиантным поведением. Так, практически невозможно анализировать девиантные группы «изнутри» – методом непосредственного (включенного) наблюдения за ними в их реальной социальной среде (на территории, в школе и др.). Также практически невозможно и лонгитудное многолетнее исследование большой группы детей, с выделением и исследованием в ней именно тех детей, кто проходит выявленные и описанные ниже этапы развития девиантных групп, причем ради целей исследования оставлять их без психокоррекционной помощи.

В связи с этим в нашей работе развитие девиантных групп исследовалось опосредованно – через исследование детей/подростков, членов данных групп, в условиях проведения им психокоррекционной работы при обращении за помощью. Клинико-биографическим методом и методом непосредственного наблюдения (в ходе психокоррекции) исследовалась психология возрастного развития ребенка (включая этапы нарушений развития его личности), этапы развития родительской семьи, характеристики различных детско-подростковых групп (в том числе и с девиантным поведением), в состав которых включался ребенок. Психодиагностикой изучались те особенности личности детей и особенности их родительских семей (интернальность, самооценка, тревожность, агрессивность, аномалии воспитания и др.).

Основная исследованная группа собиралась в 2000-2012 гг. и составила 687 детей в возрасте 6-17 лет, обращавшихся за помощью в детское диспансерное отделение № 2 ГБУЗ НО «Нижегородский областной наркологической диспансер» (главный врач – В.К. Тарасов) в связи с различными формами девиантного поведения. Выборка не была сплошной, а была ограничена двумя условиями: обязательное участие в психокоррекции хотя бы одного родителя; длительность психокоррекции не менее квартала при числе занятий не менее четырех.

Формулирование закономерностей развития детей/семей из основной группы основывалось на признаках, статистически достоверно отличавших ее от контрольной группы, состоявшей из 180 детей/семей, обратившихся не по причине девиантного поведения.

1. Трехэтапное нарастание нарушений развития личности ребенка как механизм его включения в группу с девиантным поведением

На основе детального анализа возраста, частоты и последовательности возникновения нарушений онтогенеза личности детей, вошедших в материал исследования, была сформулирована концепция о трехэтапном нарастании нарушений развития личности ребенка как универсальном механизме его включения в группу с девиантным поведением.

В большинстве случаев по длительности эти этапы совпадали с продолжительностью этапов возрастного развития личности; приведем принципиальную схему этого процесса.