phoneТелефон доверия: (831) 241-08-33. Время работы: пн-пт 09:00 — 19:00

А.Л. Нелидов, Т.Т. Щелина

Опубликовано: Девиантное и делинквентное поведение детей и подростков: монография /Е.В. Яровенко, А.Л. Нелидов, Т.Т. Щелина [и др.]; под общ.ред. Н.В. Лалетина; Сиб.федер.ун-т; Краснояр.гос.пед.ун-т им В.П. Астафьева [и др.]. – Красноярск: Центр информации, 2012. — с. 170-217.

Развитие системы образования включает в себя разработку технологий, интегрирующих обучение, психокоррекцию и воспитание детей группы риска в общеобразовательных школах [I, 2]. Такой подход соответствует Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде, утвержденной Министерством образования и науки РФ (5 сентября 2011 г.) и современным методическим разработкам [3].

Представленное исследование проблем профилактики состоит из двух частей: в первой исследовались общие этапы нарушения личности детей, приводящие к девиантному поведению, а во второй – стратегии и методы психокоррекции основных типов детей группы риска в начальной школе.

Часть I.

Этапы нарушения развития личности, приводящие детей

к девиантному поведению

В первой части исследования изучались общие закономерности нарушения возрастного развития, приводящего к девиантному поведению к 5-7-му классам. Возраст школьников 11-13 лет (5-7-й класс) был избран потому, что именно в нем, по данным литературы и в нашем материале, чаще всего начинается типичное детское девиантное поведение. Ретроспективным анализом 105 случаев психокоррекции девиантного поведения (сплошная выборка обращений в избранном возрасте за 2008-2011 гг.) у статистического большинства из них (в 91 случае) была установлена последовательность из трех этапов нарастающего нарушения развития личности, закономерно ведущая к девиантному поведению у данных детей – при отсутствии раннего выявления и адекватной помощи им на первых двух этапах.

1-й этап – дошкольный. Сущность этапа – возникновение различных видов неготовности детей к школе. Их причинами были аномальные условия развития, в основном – неполные (изначально или в результате развода) и другие структурно измененные семьи, семьи со стойкими психологическими дисфункциями, с аномалиями воспитания у одного или обоих родителей (отвержение детей, авторитарно-доминантный стиль, гипоопека и др.), не компенсируемые за счет других членов семьи. Этими механизмами возникали два основных в нашем материале типа неготовности к школе – личностная неготовность детей к школе в связи с неразвитостью у них сферы деятельности и невротическая (тревожно-фобическая) неготовность к школе. Эти же механизмы в комбинации с последствиями перинатальной (внутриутробно возникающей) энцефалопатии в виде минимальной мозговой дисфункцией с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), приводили к третьему в нашем материале основному типу детей – с нейропсихологической неготовностью к школе.

2-й этап – младшие классы школы.

Сущность этапа – реализация неготовности ребенка к школе в первых 1-2 классах.

Неготовность детей к школе в сфере деятельности реализуется в виде затруднений в развитии учебной деятельности и даже латентной (на ранних этапах) педагогической запущенности.

Тревожно-фобическая неготовность к школе реализуется в 1-2-м классах возникновением социальных фобий, в данном случае – страхов в динамике учебной деятельности и в общении в школе.

Нейропсихологическая неготовность к школе (СДВГ и связанная с ним патология внимания и астенический синдром) приводит в 1-2-м классах к вторичному нарушению внутренней динамики учебной деятельности (к ее незавершенности, к нарушениям в ее планировании, в мотивации); этот процесс развивается на фоне нарастания патологии отношений в семейных подсистемах «родитель-ребенок» и «прародитель-ребенок» из-за отвержения ребенка взрослыми и возникновения между ними кризисных циклов взаимодействия (описаны ниже).

Приведем типичные, статистически наиболее частые и достоверные признаки начальных стадий педагогической запущенности, возникающие у всех изученных трех типов детей группы риска (не менее, чем у 75% из них).

1-я стадия – невротические реакции (первые несколько месяцев учебы): возникновение отрицательных эмоциональных переживаний ребенка в связи с отдельными случаями неуспешности учебы; попытки компенсировать их за счет усиленных занятий и привлечения родителей к помощи.

2-я стадия – формирование отрицательной эмоциональной установки на учебу (следующие полгода): накопление опыта неуспехов и возникновение частых отрицательных эмоциональных реакций в отношении учебы и учителя (проявляются при обсуждении учебы, приготовлении домашних уроков, при сборах портфеля или утренних сборах в школу); возникновение защитной лживости (дети скрывают от родителей плохие оценки и другие примеры неуспехов в школе); возникновение психологических защит от неуспехов в учебе, в основном в виде избегания – дети откладывают приготовление домашних заданий на более позднее время, «на потом», занимают время для домашних заданий другими субъективно более интересными и более просто организованными делами (играми, зрелищами).

3-я стадия начального снижения мотивации учебной деятельности (около одного следующего учебного года – во 2-4-м классе): утрата мотивирующей функции оценок (дети перестают стараться после низких оценок и не активизируются/«не вдохновляются» после высоких; оценки становятся для них безразличными); появляются высказывания об учебе, типа «неинтересно», «неохота», «лень»; исчезают предпочтения («любимые», «лучшие») среди школьных предметов; возникновение вторичных невротических расстройств личности (у большинства – астенического типа).