phoneТелефон доверия: (831) 241-08-33. Время работы: пн-пт 09:00 — 19:00

М И Н И С Т Е Р С Т В О З Д Р А В О О Х Р А Н Е Н И Я Р Ф

НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«АССОЦИАЦИЯ ВРАЧЕЙ ЭКСПЕРТОВ И РЕАБИЛИТОЛОГОВ»

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

СОЦИАЛЬНОГО ЭТАПА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Методические рекомендации

Издательство

Нижегородской государственной

медицинской академии

Нижний Новгород 1999

А.Л. Нелидов

Глава 5.

Организация социального этапа реабилитации инвалидов.

Стр. 20-34

5. Психологическое приспособление

к новым условиям жизни

(методы психотерапии)

Инвалидность всегда приводит к нарушениям личности, так как служит объективно и непрерывно действующим психотравмирующим факторам, ограничивающим свободу
развития личности и вызывающим у человека переживания своей ущербности. Инвалидность порождает весь спектр известных клинико-психологических расстройств
личности; при наличии их во всех случаях требуется помощь социального работника, а подчас – еще и психолога (медицинского психолога), психотерапевта или
даже психиатра.

Само возникновение и тяжесть расстройств личности зависит от нескольких факторов, являющихся, таким образом, ориентирами и мишенями для психотерапии и
реабилитации. К ним можно отнести следующие:

1. Гармоничность развития личности пациента до инвалидности.

Инвалидность и вызывающая ее болезнь обостряет все предшествующие им и не до конца преодоленные конфликты детского и подростково-юношеского возраста
пациента (до образования им собственной семьи), предшествующие неврозы, особенности (акцентуации) характера, психопатические расстройства; одновременно
возникает регресс личности с признаками инфантильности и снижения способности к психологической защите.

2.
Влияние инвалидности на общий смысл существования личности.

Инвалидность способна прервать реализацию (фрустировать) сформировавшихся до нее ведущих и смыслообразующих мотивов, ценности и деятельности личности,
разрушить чувство целостности личности. В этих случаях расстройства личности будут максимальными: возникают затяжные астенические и депрессивные синдромы,
синдромы зависимости (алкогольной или др.), отмечается невротическое или даже патологическое развитие личности. Последнее по аналогии с психиатрией
детского возраста (Ковалев В.В., 1995) можно назвать «дефицитарным».

3. Гармоничность развития родительской или собственной семьи пациента до возникновения у него инвалидности.

Инвалидность, как правило, обостряет существовавшие до нее и не преодоленные конфликты в семье, обнаруживая тем самым прежде скрытую дисфункцию семьи –
первичную по отношению к инвалидности. Особенно это свойственно определенным типам дисфункциональных семей, где из поколения в поколение повторялись случаи
семейных дисгармоний. К ним относятся: а) семьи, образованные без ведущей роли чувства любви (по социальным или материальным мотивам, под давлением
развивающейся беременности), с участием механизмов инфантильной, невротической или алкогольной взаимозависимости (браки детей отцов-алкоголиков или
заболевающих алкоголизмом), а также юношеской реакции оппозиции и эмансипации от родителей; б) семьи с изначальным и стойким нарушением (инверсией)
статусных и поло-ролевых отношений между супругами; в) семьи, отличающиеся хронически конфликтными отношениями (с длительным предразводным периодом) и
разводами, наличием психосоматических расстройств, неврозов, психопатий, а также аномальными типами воспитания детей, особенно их эмоциональным
отвержением, авторитарной гиперопекой и подавлением инициативы; г) семьи, образованные биологическими или социальными сиротами (воспитанниками детских
домов и школ-интернатов). Подобные семьи требуют их раннего выявления социальным работником и направления на семейную психотерапию.

4. Степень нарушения инвалидностью биологических, психологических и социальных функций семьи.

Риск возникновения расстройств семьи выше при нарушении инвалидностью основных и специфических функций семьи – сексуальной, детородной, воспитательной,
семейной психологической защиты и комфорта («антистрессовой» функции семьи), ранее сложившихся внутрисемейных статусных и поло-ролевых отношений,
материального уровня и общего социального статуса семьи. Все это сразу делает семью вторично дисфункциональной, что устанавливается в социальном анамнезе,
психологическом или психиатрическом обследовании инвалида и членов его семьи.

5 Соотношение возраста возникновения инвалидности с основными этапами развития личности и семьи.

Расстройства личности и семьи наиболее тяжелые при совпадении инвалидности по времени с одним из закономерно возникающих социально-психологических
возрастных кризисов развития человека и семьи: с самим формированием семьи, с рождением детей, с возрастными кризисами их развития (3, 7, 10 – 11, 13 лет и
подросткового возраста), с уходом детей из семьи; с освоением профессии и сменой мест работы; с началом (28 – 30 лет), серединой (40 – 45 лет) или концом
(60 – 65 лет) седьмого этапа развития личности – «генерация – застой» (по Э.Эриксону). Если расстройства личности от инвалидности обостряются с каждым
возрастным кризисом семьи, то к 60 – 65 годам у пациента возникает психологически тяжелый вариант старости – с переживаниями дезинтеграции личности,
чувством отвержения прожитой жизни и отчаяния.

Социально-психологическая и медико-психологическая помощь для приспособления инвалида к новым условиям жизни рекомендуется в форме психотерапии.

Психотерапия особенно показана в тех случаях, когда у инвалида и у его ближайшего окружения возникают приведенные выше расстройства личности в семье,
отсутствует принятие своего нового социального статуса (статуса инвалида) и нет мотивации к исполнению данной программы реабилитации или же, наоборот, если
у больного быстро сформировался выраженный психологический портрет инвалида (с пассивностью и вторичной выгодностью инвалидности), препятствующий его
социальной интеграции.